Learjet Learjet 23 / 24 / 25
Страна: США
Год: 1963


Легкий пассажирский самолет средней дальности с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Gates Learjet 23, 24, 25, 28 и 29
  
   В конце 1950-х годов правительство Швейцарии прекратило разработку истребителя FFA P-16, который существовал лишь в виде прототипа. Самолет привлек внимание Уильяма Лира-старшего, обосновавшегося как раз в Швейцарии после выхода в отставку и основания корпорации "Motorola и Lear Siegler". Разработка им рассматривалась как хорошая платформа для создания реактивного делового самолета с двумя двигателями по бортам в хвостовой части фюзеляжа. Аванпроект сделали в Швейцарии, потенциально самолет виделся очень удачным. У. Лир продал свою долю в электронной компании Сиглеру, после чего основал "Swiss American Aviation Corporation" - специально для полномасштабного проектирования новой машины, ставшей известной как SAAC Lear Jet 23.

   Определившись с обликом перспективной машины, Лир перенес все работы в США, где перерегистрировал компанию "SAAC" как "Lear Jet Corporation". Прототип Lear Jet 23 выполнил первый полет 7 октября 1963 года. Самолет показал высокие летные данные и привлек внимание заказчиков, нуждавшихся в высокоскоростном транспорте для VIP-лиц. Поставки Lear Jet 23 начались в октябре 1964 года в варианте с двумя ТРД CJ610-1 тягой по 12,68 кН, хотя на самолеты поздней постройки ставили ТРД CJ610-4 той же тяги. Максимальная взлетная масса Lear Jet 23 составляла 5670 кг, самолетом мог управлять и один пилот, но чаще в состав экипажа включали двух пилотов. Lear Jet 24 с увеличенной взлетной массой и способный летать на больших высотах анонсировали в октябре 1965 года. Первый Lear Jet 24 поднялся в воздух 24 февраля 1966 года, поставки заказчикам начались через два месяца.
   В 1967 году Лир продал свою долю в кампании Гейтсу Рабберу, а с января 1970 года фирма стала именоваться "Gates Learjet Corporation" и продолжила работать по совершенствованию семейства легких бизнес-джетов, теперь получивших наименование Learjet. Базовый Learjet 24 дополнила модификация Learjet 24B с двумя ТРД CJ610-6 повышенной тяги.
   Упорная работа над совершенствованием конструкции привела к появлению и других моделей. Например, меньшего по размерам Learjet 24D с прямоугольными, вместо овальных, иллюминаторами салона и большей дальностью полета за счет более высокой топливной эффективности, Learjet 24D/A с максимальной взлетной массой 5670 кг, а в 1976 году на рынок вышли Learjet 24E и Learjet 24F - эквиваленты Learjet 24D и Learjet 24D/A с новым крылом и улучшенной аэродинамикой, позволившей снизить посадочную скорость и скорость сваливания.
   Типичной поздней моделью Learjet 24 является Learjet 24F с двумя ТРД CJ610-8A тягой по 13,12 кН; ее максимальная скорость на высоте 7620 м составляет 880 км/ч, дальность с четырьмя пассажирами - 2731 км.
   Производство Learjet 24E и Learjet 24F завершили соответственно в 1979 и 1980 годах, очень небольшое количество Learjet 24 закупили ВВС некоторых стран для VIP-перевозок.
   Развитием Learjet 24 стал Learjet 25, выполнивший первый полет 12 августа 1966 года, поставки начаты в октябре 1967 года. Фюзеляж был удлинен на 1,27 м, за счет чего стало возможным перевозить на два пассажира больше, доведя пассажировместимость до восьми человек при экипаже из двух пилотов. Этот удачный вариант в 1970 году дополнили Learjet 25B и Learjet 25C, ставшие аналогами Learjet 24D и Learjet 24D/A. В 1975 году появились Learjet 25D и Learjet 25F - аналоги Learjet 24E и Learjet 24F. Финальным вариантом является Learjet 25G с уменьшенным аэродинамическим сопротивлением и большей дальностью полета.
   Learjet 25 с ТРД CJ610-8A был принят на вооружение ВВС ряда государств как скоростной пассажирский, картографический самолет и буксировщик мишеней.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Gates Learjet 24B

   Тип: легкий пассажирский самолет средней дальности с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТРД General Electric 0610-6 тягой по 13,12 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 9450 м - 877 км/ч; крейсерская скорость на высоте 13715 м - 859 км/ч; начальная скороподъемность 1951 м/мин; сертифицированный потолок 13 715 м; дальность полета 3278 км
   Масса: пустого 3142 кг; максимальная взлетная 6124 кг
   Размеры: размах крыла с концевыми топливными баками 10,84 м; длина 13,18 м; высота 3,84 м; площадь крыла 21,53 м2
   Полезная нагрузка: до шести пассажиров или груз массой 1212 кг в салоне
The Learjet N101VS flown by the author for AIR INTERNATIONAL has a Variable Stability System which can have a large number of stability and control characteristics programmed into it. Characteristics can be selected either singly or in combinations to give many configurations, a large number of which can be demonstrated during a single flight.
Calspan Flight Research is under contract to the USNTPS to provide use of its Learjet 24D in-flight simulator for student exercises. The aircraft, N101 VS fc/n 218) was manufactured in 1969.
The first Calspan variable-stability Learjet flies over the Navy Test Pilot School at Patuxent River. The Calspan Learjet 23 is used to demonstrate the effect of changing damping ratios, dutch roll and other characteristics.
Calspan Learjet number two is easily distinguished by its additional two windows.
In late March and early April 2013 Learjet 25B N102VS (c/n 25B-180) was noted flying from MoD Boscombe Down, Wiltshire. The aircraft is operated by Calspan Corp of Buffalo, New York, and has been modified as an in-flight simulator equipped with variable stability via a programmable fly-by-wire system, so that it can replicate the handling of other aircraft types. It is regularly used by the US Naval Test Pilots School based at NAS Patuxent River, Maryland and was at Boscombe Down to support the latest course run by the Empire Test Pilots' School.
10-местный Learjet 25 появился в середине 1960-х годов и стал первой серьезной переработкой базового Learjet 23/24. Во многом он напоминает Learjet 35/36, пришедший ему на смену, но имеет более короткий фюзеляж, а иллюминаторы салона приближены к кабине.
Gates Learjet 25B.
The smallest is the Model 25D, which remains in production in 1980
Удлиненный Learjet 25 пассажировместимостью на восемь человек развивал максимальную крейсерскую скорость 850 км/ч на высоте 12 500 м, его сертифицированный потолок составлял 13715м, а дальность полета - 2317 км.
"Фамильный портрет" бизнес-джетов семейства Learjet периода 1980-х годов дает представление об эволюции дизайна. На снимке, начиная с заднего самолета, изображены Learjet 25D, Learjet 35А и Learjet 55. Learjet 35А и Learjet 36А стали настоящими "бестселлерами".
The Learjet 25B of the Fuerza Aerea Boliviano showing the special camera installation in the front fuselage.
This Learjet 25C sports a somewhat different camera installation, mounting two wide-angle Zeiss cameras. Under ideal conditions, up to 23.000 sq mis (60.000 km2) can be photographed in a working day by this aircraft.
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). НАСА получило в свое распоряжение минимум семь F/A-18 Hornet (шесть получены в 1984-1991 годах), ставших основным самолетом сопровождения и сменивших в данной роли устаревшие Lockheed F-104 Starfighter. Hornet имел высокую скорость и не "отставал" от большинства испытывавшихся экспериментальных самолетов, а две спарки могли передавать видеоряд в режиме реального времени в Исследовательский центр имени Драйдена.
Летающая лаборатория Learjet 24В
Установленный в фюзеляже Learjet 24В инфракрасный телескоп
The prototype Lear Jet executive transport flew on October 7, 1963
Прототип Learjet 23, построенный на основе крыла с большим относительным удлинением, которое было разработано Хансом Штрудером для его истребителя P-16. Крыло позволяло самолету развивать высокую дозвуковую скорость полета при относительно малой посадочной скорости. Конструктивно крыло имело незначительное количество нервюр, несколько лонжеронов и толстую обшивку.
The two original prototypes of the Learjet 23 in flight over Wichita, the first aircraft being farthest from the camera.
An early-type Learjet 24 (with fin/acorn fillet) in which Clay Lacy and Dwight Brooks, with three other crew members, won the London-Victoria air race in 1971.
Lear Jet Model 23 (two General Electric CJ610-4 turbojet engines)
"Capital Air Surveys" Lear Jet 23 C-GEEN, with distinctive camera housing below the entrance door, was photographed at Prestwick on 23/10/77
Lear Jet 23.
One of Swed-Air's two Learjet 24s fitted out as target tugs, with the target stowed under the rear fuselage and an ECM pod under the front fuselage.
Swedair produced two custom-built target-tugs, a Cessna FR.172, and this Learjet 24 (SE-DCW) with ventral T.T. pod
Gates Learjet 24D.
Gates Learjet 24D twin-jet light executive transport (two General Electric CJ610-6 turbojet engines)
Aircraft currently in the fleet of the USAF Test Pilot School include (clockwise from left) the variable stability Learjet 23, Cessna A-37, McDonnell Douglas F-4 Phantom, de Havilland U-6 Beaver, Boeing KC-135, de Havilland UV-18 Twin Otter, Vought A-7, Northrop T-38A and Lockheed NT-33A.
The different fuselage lengths and different engines of various of the Learjet models are visible in this photograph of, front to rear, a Learjet 35, Learjet 25B and Learjet 24D.
Gates Learjet 36 twin-turbofan executive transport flying in company with the first UK-registered Learjet, a Model 25B
The two Learjets were Models 25B and 36, the 36 in the foreground being publicly shown outside the USA for the first time.
Gates Learjet 25B.
Lear Jet 25B HZ-RI1 (call-sign Romeo India One) visited Heathrow on 2/8/77
Gates Learjet 25C, longer-range version of the basic Learjet 25
12 августа 1966г.: первый полет бизнес-джет Learjet 25 на восемь пассажиров, созданного на базе Learjet 24, но с удлиненным на 1,27 м фюзеляжем.
This Learjet 25D is one of two acquired in 1975/76 for use by the Servicio Nacional de Aerofotogrametria.
The cockpit of the Learjet N101VS has a conventional yoke on the left for use by the safety pilot, and a fighter-type stick on the right for the evaluation or test pilot. The central console has a configuration control system (CCS) panel under transparent cover.
The Learjet's configuration control system panel includes a finger-touch keyboard (lower right corner) to enter the selected configuration.
Three indicators on the main panel of the Learjet show the limits for pitch, roll and yaw. If the limits are exceeded, the VSS will automatically trip out.
Авария Learjet 25В на авиабазе Нортхольт, Великобритания
Авария Learjet 25В на авиабазе Нортхольт, Великобритания
In the drawings, the three-view, including the uppermost side view, shows the SAAC-23 in the form in which it was first publicised. Subsequently (second side view) it was lengthened and the tail plane was moved down, but a T-tail had been re-adopted by the time construction of the prototypes was launched, as shown in the side view at bottom.
Comparative side profiles of the Learjet prototype (note single nosewheel door); the production Model 23 and original Model 24/24B; the Model 24D/E/ F with tailplane/fin acorn deleted and tip-tanks drooped (4th cabin window on late models only); Model 25 original form; Model 28/29 Longhorn; Model 35/36 (5th cabin window on late models only) and Longhorn 50 series.
Lear Jet twin-jet executive aircraft, before revision of tail surfaces
Lear Jet Model 23 twin-jet light executive transport
Gates Learjet 24D twin-jet light executive transport
Gates Learjet 35 with optional cargo door. Additional side view (bottom) shows Learjet 25B